Человеческая память…Как много она хранит! А детская память?
Есть такое важнейшее воспоминание в жизни поколения 40-ых годов 20-ого столетия, и память о нем – одна на всех. Это Великая Отечественная война.
Как ее вспоминают прежние малыши, пережившие эти суровые и героические годы теперь, когда они стали дедушками и бабушками?
Из их рассказов можно узнать, как трудно, голодно жилось и детям, и взрослым, как верили в победу и помогали фронту, как ценили дружбу и поддерживали друг друга, как радовались, когда эта проклятая война закончилась…
Военные и послевоенные годы научили детей не бояться трудностей, добиваться свой цели.
Юрина Анна Сергеевна родилась в 1936 году. Отец на второй день войны ушел добровольцем на фронт, мать осталась с малышами. Труд женщин был изнурительный, домашняя работа вся ложилась на детей. Отец погиб на войне. Мать вырастила всех детей, поставила на ноги, все получили образование. Анна Сергеевна Заслуженный учитель России

Розе Александровне Мыховой в 1941 году было 4 года, она помнит день проводов отца на фронт. Семья осталась жить в городе, весной ходили на поля ближайшей деревни собирать гнилую мерзлую картошку, мама жарила на касторовом масле что-то, похожее на блинчики. Пришлось уезжать к бабушке в Татарию.

Но и в деревне было настолько голодно, что варили и ели морковную, картофельную и свекольную ботву. Хлеб пекли из картошки, мякины, желудей и лебеды. Весну очень ждали, в лесу собирали гусиный лук, первоцветы-баранчики, сморчки и строчки. Мама с бабушкой валили лес, очень уставали. Отец от начала до конца был на фронте, воевал на многих фронтах и дошел до Берлина. Роза Александровна стала учителем и всегда рассказывала ученикам, какой ценой завоевана Победа.

Меркурьева Ольга Ильинична 21 июня 1941 года закончила Канашское педагогическое училище, это был такой счастливый день! А на следующее утро услышали страшную весть: «Война!»

Ольга начала работать учителем начальных классов. Но кроме этого помогала своей матери. С младшим братишкой пахали землю, ходили в лес за дровами. Ученики в школу приходили уставшие, убитые горем после получения похоронок на отцов. Приходилось поддерживать такие семьи, хотя учительница была ненамного старше учеников.

Учебный год начинался после уборки урожая. Учителя возили зерно на быках на элеватор за 18 км, быки не слушались. Вместе с учениками собирали и отправляли на фронт посылки с теплыми вещами, продуктами, махоркой и кисетами. Всю жизнь Ольга Ильинична проработала в школе, Заслуженный Учитель.

Яковлевой Эмилии Григорьене к началу войны было 5 лет. Уже на второй день отец получил повестку и ушел на фронт. Больше родные его не видели, он погиб в июне 1942 года. В их большую семью подселили эвакуированных. Было тесно, но жили дружно. Взрослые работали с утра до позднего вечера, дети хозяйничали дома, как могли.

Школа была старая, с печками, с керосиновыми лампами. Один учебник давали на несколько человек, тетради делали сами из газет, писали между строчками. Чернила тоже были самодельные: толкли химический карандаш и заливали горячей водой. Каким счастьем были вечера, когда мама приходила с работы пораньше, топила печь, варила, а потом все забирались на печь и слушали сказки, рассказы мамы о работе, о жизни. Мечтали о том, какая жизнь будет после войны. Эмилия Григорьевна стала учителем иностранных языков.

Местное отделение  Союза пенсионеров города Канаш выпустило книгу «Дети войны о войне. Украденное детство». В ней воспоминания 45 человек, переживших войну в детские годы. Все дальше от нас уходит то суровое время, все меньше остается людей, бывших непосредственными участниками событий. Именно поэтому мы должны сохранить память о прошлом. Надо, чтобы будущие поколения знали правду о времени тяжких испытаний из уст людей, переживших войну.

МО ООО СПР г. Канаш